Как отразить в учете организации, осуществляющей розничную торговлю, продажу товаров через Интернет, если расчеты с покупателями производятся через агента - электронную платежную систему (ЭПС)? В бухгалтерском учете товары учитываются по продажным ценам. Товар продан через Интернет за 17 700 руб. (в том числе НДС 2700 руб.), торговая наценка составила 5700 руб. Денежные средства поступили на расчетный счет организации в день перехода права собственности на товар к покупателю. Денежные средства, поступившие от покупателя, ЭПС перечисляет на расчетный счет организации за вычетом агентского вознаграждения, включающего НДС и составляющего 1,2% от поступившей ЭПС суммы.

Гражданско-правовые отношения

Правоотношения организации и агента (оператора электронных денежных средств) регулируются нормами гл. 52 "Агентирование" Гражданского кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Реализация товаров на территории РФ является объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется на дату перехода права собственности на товар к покупателю как стоимость товара (за вычетом НДС) (п. 2 ст. 153 , абз. 1 п. 1 ст. 154 , пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Налогообложение производится по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Услуги ЭПС приобретены для продажи товара через Интернет, т.е. для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Поэтому после отражения в учете причитающегося ЭПС агентского вознаграждения организация может произвести вычет НДС на основании выставленного ЭПС счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Для учета расчетов с ЭПС организация может использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а для учета расчетов с покупателем - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Выручка от реализации товара включается в состав доходов от обычных видов деятельности (абз. 1 п. 5, п. п. 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При этом производится запись по дебету счета 62 и кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".

Одновременно продажная стоимость товара списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Кроме того, производится сторнировочная запись по дебету счета 90, субсчет 90-2, и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на сумму торговой наценки, относящейся к проданному товару.

Сумма причитающегося ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 76 (абз. 1 п. 5, абз. 6 п. 8, абз. 2 п. 9, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В рассматриваемой ситуации покупатель производит безналичный платеж организации в форме перевода электронных денежных средств (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). В соответствии с нормами Федерального закона N 161-ФЗ денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств. Этот момент определяется как момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств (ч. 17, 15, 10 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ). Значит, в этот момент задолженность покупателя по оплате товара погашается, что отражается записью по дебету счета 76 и кредиту счета 62.

Налог на прибыль организаций

На дату перехода права собственности на товар к покупателю полученная выручка (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. п. 1, 2 ст. 249 , п. 1 ст. 248 , п. 3 ст. 271 НК РФ). Указанный доход для целей налогообложения прибыли уменьшается на стоимость приобретения товара, которая в соответствии с абз. 3 ст. 320 НК РФ относится к прямым расходам (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Сумма удержанного ЭПС агентского вознаграждения (за вычетом НДС) на дату утверждения отчета агента относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 , пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Признан доход от реализации товара 62 90-1 17 700 Товарная накладная
Списана продажная цена товара 90-2 41 17 700 Бухгалтерская справка
СТОРНО Отражена торговая наценка по проданному товару 90-2 42 5 700 Бухгалтерская справка
Исчислен НДС с выручки от реализации товара 90-3 68 2 700 Счет-фактура
Признан расход в виде агентского вознаграждения, причитающегося ЭПС (17 700 x 1,2%) 44 76 212,4 Агентский договор, Отчет агента
Погашена задолженность покупателя по оплате товара 76 62 17 700 Бухгалтерская справка-расчет
Получены от ЭПС денежные средства (за вычетом суммы агентского вознаграждения) (17 700 - 212,4) 51 76 17 487,6 Выписка банка по расчетному счету
А.С.Дегтяренко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно - чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т.д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщикам <1>.

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках "антиотмывочного" Закона <2>, открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения денег <3>, заводить вторую кассовую книгу <4>, применять ККТ даже при вмененке <5> и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона N 103-ФЗ поставщик - это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуги <6>.

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агентов <6>? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет - для получения выручки от посредника <7>? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники - не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент - это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги) <8> и больше ничего не делает для того, чтобы:

<или> физлицо эти товары (работы, услуги) получило;

<или> у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) <9>. То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т.п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т.д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самими <10>. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщиком <11>.

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

<или> принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином - доставка товаров, а получение денег - неразрывно связанная с нею услуга;

<или> заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:

Ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;

Продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т.п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники - не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчетов <12>), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

<1> ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<2> ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<3> ч. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<4> п. 5.1 Положения от 12.10.2011 N 373-П

<5> ч. 12 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<6> ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ

<7> ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<8> ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ

<9> п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ

<10> ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ

<11> ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ

<12> ч. 4 ст. 7 Закона N 103-ФЗ

Упрощенка, N 11, 2009 год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,
эксперт журнала "Упрощенка"


С появлением терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2 Закона N 103-ФЗ) .

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент - это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами . За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут быть:

- юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);

- юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ ;

- органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п.3 ст.3 Закона N 103-ФЗ) .

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п.1 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п.3 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т.д. (п.1 ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4 Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком - от имени поставщика (п.8 ст.4 Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора - с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п.11 ст.4 Закона N 103-ФЗ) .

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

- адрес пункта приема платежей;

- наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;

- наименования поставщиков;

- реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;

- размер комиссии, если она удерживается;

- способы подачи претензий;

- телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;

- адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3 и 4 Положения):

- заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;

- карту постановки на учет (форма 2-КПУ , утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В течение десяти дней принимается решение (п.7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28

Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п.6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п.8 Положения).

Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п.10 Положения).

За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст.15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации - от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п.6 ст.4 Закона N 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ) :

- ФИО;

- гражданство;

- реквизиты документа, удостоверяющего личность;

- данные миграционной карты;

- реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;

- адрес места жительства (регистрации) или пребывания;

- ИНН (при наличии).

Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:

- с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;

- за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;

- за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;

- по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;

- за платные автомобильные стоянки;

- по алиментам.

Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ

Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона N 121-ФЗ

Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (далее - Закон N 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.

Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п.10 ст.4 Закона N 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмониторинге.

Возможность применения упрощенной системы

Прием платежей через терминалы не относится к видам деятельности, при которых согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения запрещена. Поэтому, если остальные ограничения, предусмотренные и 346.13 НК РФ , соблюдены, платежные агенты (операторы и субагенты) вправе ее применять.

Уточним один момент. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ доходы при упрощенной системе, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ , по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. Что сравнивать с лимитом - всю сумму, внесенную в терминал, или только комиссию, удержанную из средств плательщика, плюс вознаграждение от поставщика (или оператора)?

С 1 января 2010 года лимит доходов составит 60 млн. руб. (п.4.1 ст.346.13 НК РФ в новой редакции)

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ доходы, указанные в статье 251 НК РФ , не облагаются единым налогом, в том числе имущество (деньги), полученные комиссионером, агентом или иным поверенным для исполнения соответствующих обязательств (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Договор о приеме платежей от физических лиц, на основании которого работают платежные агенты, по сути является посредническим. Поэтому в лимитируемые доходы включается только комиссия и вознаграждение. Другие суммы, поступившие от плательщика и перечисленные поставщику (или оператору), в них не входят.

Кассовый аппарат

Нужно ли платежные терминалы оснащать ККТ? Налоговые органы считают, что нужно, так как платежный терминал не включен в Госреестр и не относится к кассовой технике (письма ФНС России от 20.09.2006 N 06-9-10/322@, а также УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 N 22-12/31184 и от 09.02.2007 N 22-12/012443).

Существует и другая точка зрения. Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) наряду с контрольно-кассовыми машинами, имеющими фискальную память, при расчетах наличностью или по платежным картам можно применять электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы. Поэтому к организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим кассовые устройства, предусмотренные Законом N 54-ФЗ , не могут быть предъявлены претензии за отсутствие контрольно-кассовой машины. Таким образом, работа на более совершенном аппарате равноценна применению обычной кассовой техники.

Вывод Пленума ВАС РФ, который содержится в пункте 2 постановления от 31.07.2003 N 16

Согласно статье 14.5 КоАП РФ административная ответственность следует, если при расчетах наличными или по платежным картам за товары (работы, услуги), оговоренные законодательством, не применяются контрольно-кассовые машины. Президиум ВАС РФ указал (постановление от 28.01.2008 N 11301/07), что прием денег через терминалы не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ . То есть владельцев терминалов, в которых нет фискальной памяти, нельзя привлечь к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенные правовыми нормами, за которые установлена ответственность

Как показывает арбитражная практика, суды обычно прибегают к такому же доводу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А82-3069/2007-22 , Поволжского округа от 11.03.2008 N А12-18304/07-С24 и Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 N Ф-04-6618/2007 (38538-А46-27)) . Дополнительным аргументом служит наличие квитанций, выдаваемых клиентам, в которых обозначены номер терминала, сумма, дата и время платежа, контактный телефон, а также другие реквизиты, с помощью которых можно контролировать оборот наличности. А раз терминал позволяет это осуществлять, ни охраняемые общественные отношения в сфере торговли и услуг, ни налоговая дисциплина не страдают и состава правонарушения, приведенного в статье 14.5 КоАП РФ , нет. Значит, наказание не назначается.

До сих пор можно было решать самим, использовать ли в терминалах кассовый аппарат. Одни, кто не хотел осложнений, использовали, для других дело чаще всего заканчивалось судом. Однако с 1 января 2010 года выбора не останется. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежные агенты обязаны применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, также как и соблюдать остальные требования законодательства к наличным денежным расчетам.

Кроме того, Законом N 121-ФЗ внесены изменения в , вступающие в силу 1 января 2010 года (п.1 ст.8 Закона N 121-ФЗ). Ответственность будет предусмотрена за отсутствие кассовой техники, а не кассовых машин.

Итак, с нового года любые терминалы будут оснащаться ККТ и после оплаты станут отпечатывать чек (п.1 ст.5 , подп.4 п.1 ст.6 и ст.8 Закона N 103-ФЗ). Необходимо, чтобы записи на нем были различимы хотя бы в течение шести месяцев (п.3 ст.5 Закона N 103-ФЗ) .

В чеке должны содержаться (п.2 ст.5 Закона N 103-ФЗ) :

- наименование документа (кассовый чек);

- наименование товара (работы, услуги);

- принятая денежная сумма;

- размер комиссии (в случае взимания с плательщика);

- дата и время приема денег, номер чека и контрольно-кассовой техники;

- адрес места установки терминала;

- наименование, ИНН и место нахождения платежного агента;

- телефон поставщика и оператора (или субагента).

К аппарату, размещаемому в терминале, предъявляются требования законодательства о применении кассовой техники при наличных денежных расчетах (п.4 ст.6 Закона N 103-ФЗ). При переносе терминала агент обязан в тот же день уведомить налоговый орган о новом адресе (п.5 ст.6 Закона N 103-ФЗ).

Кассовый механизм в составе терминала

В связи с введением Закона N 103-ФЗ потребовалось внести изменения в Закон N 54-ФЗ , которые были приняты Законом N 121-ФЗ и вступают в силу 1 января 2010 года.

В добавлена характеристика платежного терминала, а в - встроенного в него кассового аппарата (новый пункт 1.1). Кассовый аппарат, снабженный фискальной памятью, контрольной лентой и часами реального времени, к которому прилагается паспорт установленного образца, должен:

- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение данных о платежах на контрольной ленте и в фискальной памяти;

- работать в фискальном режиме, а в иных - исключать выдачу кассового чека;

- передавать в фискальном режиме зарегистрированные данные о платежах в некорректируемом виде другим узлам терминала.

Опломбированное в предусмотренном порядке устройство следует зарегистрировать в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, указав адрес нахождения терминала

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ . Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п.1 ст.346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп.9 п.1 ст.251 НК РФ) .


Пример 1

ООО "Спринт", применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО "Спринт", 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО "Спринт".

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, - 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).


Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования - 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п.4 ст.346.16 и п.1 ст.256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп.1 п.3 ст.346.16 и подп.4 п.2 ст.346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп.3 п.3 ст.346.16 НК РФ) .

Об этом можно прочитать в статье "Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему" // Упрощенка, 2009, N 4, а также на с.60

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п.3 ст.346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 , утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н , в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.


Пример 2

ООО "Молния" применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го - подключили. Стоимость транспортных услуг - 8500 руб. (без НДС), установки - 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000 руб. + 8500 руб. + 6200 руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица на с.84).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ . Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п.2 ст.346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ).

Таблица. Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО "Молния" за IV квартал 2009 года

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года

Учтена в расходах покупная стоимость терминала

…Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп.9 п.1 ст.346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст.5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп.7 п.1 ст.346.16 НК РФ) . Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

Платежная система занимает особое место в банковской системе РФ. Она регулирует деятельность организаций по вопросам переводов средств. Сегодня предприятия принимают оплату за свои товары и услуги через электронные системы, а некоторые - даже без открытия счета. Это и не удивительно. Сегодня многие компании ведут онлайн-бизнес. Например, платежная система Qiwi принимает платежи от граждан через автоматы и за вознаграждение переводит их на счета контрагентов. Означает ли это развитие квазибанковской системы в России?

Сущность понятия

Платежные агенты - это посредники между населением и поставщиками услуг. Их деятельность заключается в приеме платежей от плательщиков для погашения задолженности по оплате ЖКХ, осуществления прочих транзакций и зачисления их на свой транзитный счет.

Поставщик - это юридическое лицо, ИП, получающие средства за реализуемые товары (работы). Поставщиками также могут быть организации, которые оплачивают коммунальные услуги, госорганы, которые получают денежные средства для выполнения своих функций.

Платежные агенты - это организации, ИП, которые принимают платежи от физических лиц. Их также называют операторами или субагентами.

Законодательное регулирование

В 2010 году были внесены изменения в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей». В арсенале кредитных организаций появился новый термин - «платежные агенты». Также был введен одноименный счет №40821 для учета операций с данными субъектами.

Требования

Посредники в полном объеме перечисляют на счет платежного агента полученные от плательщиков средства. Затем банк перечисляет на счет поставщика стоимость реализованных товаров, а агенту - комиссионное вознаграждение. Соответственно, поставщик не имеет права принимать средства от агентов на свой обычный банковский счет. Такие требования прописаны в ст. 8 ФЗ №103.

Если специальный счет платежного агента не используется в процессе его деятельности, то участники операции будут нести ответственность по ст. 15 КоАП. Агентам грозит административный штраф в размере 4,5-5 тысяч рублей, а юридическим лицам - 40-50 тысяч рублей.

Прием платежей физических лиц платежными агентами может осуществляться через терминалы или кассовую технику. Оборудование должно быть оснащено фискальной памятью и контрольной лентой. Используемое ККТ должно быть зарегистрировано в ФНС. У посредника должна сохраняться вся документация по операциям.

Учет операций

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные договором. Рассмотрим алгоритм операций. Банк со дня получения реестра платежей через терминал на специальный счет посредника до момента перечисления средств от агента выполняет следующие действия:

  • Все операции учитывает на специальном счете 30233 «Незавершенные операции по платежным картам».
  • Обязательства перед платежными агентами отражает на лицевых счетах, открытых к балансовому счету 30233. Данное условие возможно, если в договоре с агентом прописана пролонгация выплаты комиссии или накопление вознаграждения за определенный период.

После получения средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.

Условия обслуживания

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется по таким схемам:

  • Депозитная . Агент предоставляет банку средства для предварительного финансирования или в качестве обеспечения, на покрытие риска ликвидности, риска по незавершенным операциям.
  • Кредитная. Агент использует активы банка на покрытие ликвидности и риска по незавершенным операциям.

Чеки

Прием средств должен подтверждаться выдачей чека. Вся информация, размещенная на нем, должна быть легко читаемой в течение минимум полугода. Чек должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать такие реквизиты:

  • наименование документа;
  • сумму принятых средств;
  • название платежа;
  • вознаграждение посредников;
  • дата, время и место приема средств;
  • номер чека;
  • местонахождение банковского агента, его ИНН;
  • номера телефонов агента.

При определении лимита средств в кассе посредники не должны учитывать те деньги, которые предназначены для перечисления третьим лицам. С этой целью платежные агенты ведут две кассовые книги. В первой фиксируются собственные средства, а в другой - «чужие».

При поступлении средств кассир оформляет два приходных ордера:

  • на общую сумму принятых средств;
  • на сумму "чужих" средств.

Аналогичным способом оформляются расходные ордера.

Алгоритм работы

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

Ответственность

За такие нарушения, как:

  • неприменение кассовой техники;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям;
  • отказ в выдаче товарного чека;
  • перечисление средств в обход специального счета,

предусмотрен административный штраф в размере 3 тыс. руб. на ответственных сотрудников и 30-40 тыс. руб. - на предприятия. ИП может быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.

Прочие направления деятельности

Агенты всегда принимают платежи в пользу третьих лиц и не могут предоставлять им какие-то другие услуги. Если они занимаются еще чем-то дополнительно, то к платежным агентам уже не относятся. Работа агента не приносит большой доход. Поэтому посредники регистрируют несколько юридических лиц и через них сдают в аренду терминалы.

По этой же причине к агентам не относятся курьерские компании. Они доставляют товар и принимают деньги от клиентов в счет оплаты. То же самое можно сказать о туристических фирмах. Хотя еще пару лет назад ФНС выставляла штрафы турфирмам за нарушение закона о платежных агентах. Причиной являлось то, что турагенты перечисляют оператору средства за оказание услуг. Операторам приходилось через суд оспаривать решения ФНС, ссылаясь на такие факты:

  • Турфирмы подбирают и бронируют туры клиентам. Часть денег они получают как раз за эти услуги.
  • Работать они могут только по официальным договорам с операторами. В этих документах отсутствуют реквизиты специального счета, через который агенты проводят все операции.

Эти условия противоречат требованиям ФЗ №103.

Международный опыт

Стоит отметить различия с зарубежной практикой. В РФ банковские посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи. За рубежом услуги по переводу средств, которые предоставило физическое лицо, платежный агент оказывает только под руководством легального участника системы. Выполнение функций посредников связано с отмыванием средств. Поэтому ФАТФ рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.

Действующее законодательство лишь частично удовлетворяет требования ФАТФ. В законодательстве нивелируется роль агентов в банковской системе. В законе «О НПС» отсутствует четкая формулировка обязанностей платежных агентов. Это вызывает массу вопросов у всех участников банковской системы. Следует отрегулировать отечественное законодательство, а также:

  • создать уполномоченный орган надзора за деятельностью агентов;
  • разработать систему регистрации и лицензирования посредников;
  • указать минимальные критерии пригодности агентов;
  • регулярно осуществлять проверку биографии руководителей агентов;
  • разработать систему мониторинга деятельности посредников и систему санкций за несоблюдение законодательства.

Внедрение данных предложений даст возможность госорганам получить информацию для построения системы переводов средств, повысит прозрачность деятельности, будет способствовать увеличению конкурентоспособности операторов на рынке.

Вывод

Прежде чем становиться платежным агентом, нужно тщательно настроить бизнес-модель. Она должна четко соответствовать требованиям законодательства. Организациям, которые уже сотрудничают с посредниками, нужно открыть специальный счет. И принимать средства от агента только через этот транзитный счет.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png