Таблицы Шульте - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по-очереди. Таблицы Шульте обычно применяют для, развития тренировки, исследования, психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочных движений. Поисковые движения являются основой быстрого чтения. Таблицы Шульте позволют расширить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительено уменьшает время обнаружения нужных читателю фрагментов текстов.

Как сделать таблицу Shultz

Таблица Шульте представляет собой листок, на котором нарисован квадрат со сторонами см. Поле разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в случайном порядке числа.

Немного информации о зрении человека Поле, с которого происходит съем информации, можно увеличить, например, тренировкой таблицами Шульта .

Широкое поле зрения сокращает время поиска важных фрагментов текстов.

При движении взгляда читателя наибольшая острота зрения случается в центре сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны ясного виденья, на периферии, читателем видится как бы в тумане.

Работа с таблицей Шульте развивает параллельное внимание. Главное – не рыскать взглядом, главное – при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, а так же нижние.

При регулярном использовании Таблицами Шульте, увеличивается периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Находить цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке от 1 до 25 . . В результате такой тренировки время работы с одной таблицей должно быть около 30 сек.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз не допустимы. Расстояние от таблицы до глаз 30 см.
  • Время и периодичность занятий нужно выбирать так, чтобы не уставать.
  • Взгляд фиксируется в ее центре, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • При работе с таблицами Шульта следует помнить, что тренировка не главная цель. Главное - расширить поле зрения.
Онлайн программа представляет электронную версию таблицы Шульте. Она может использоваться для тестирования скорости восприятия информации, а так же для расширения поля зрения, при изучении скорочтения).

Другие статьи с сайта "Больше, чем скорочтение"


Добрый день, дорогие друзья! Чтение прочно вошло в нашу жизнь. Школа – не исключение. В первом классе ребенок уже должен читать более 20 слов в минуту. К концу второго года – от 65 слов для «5». Сначала детям дают поблажки, а потом вносят оценки за скорость чтения в журнал. Плохая отметка – не главная беда. Весь учебный материал представлен в текстовом виде. Как его усваивать, если едва понимаешь, о чем идет речь? На выручку придет таблица Шульте для дошкольников. Обо всем по порядку.

В чем заключается проблема в чтении

Нормальная скорость чтения – около 100 слов в минуту. Это близко к обычной скорости разговорной речи. Все выпускники начальной школы должны так читать. К сожалению, в большинстве учебных заведений требования завышены.

Неизвестность пугает родителей, и они начинают прибегать к крайним методам. Некоторые записывают своих детей в кружки по скорочтению. Я не сомневаюсь в эффективности специальных упражнений, но сначала малыш должен научиться читать. После основ можно оттачивать навык.

Психологи в один голос твердят: «У школьников проблемы с восприятием текста из-за узкого угла зрения». Что это значит? Мы краем глаза видим слово, а младшеклассник – всего несколько букв. Несмотря на это, в школах продолжают обучать чтению по слогам.

В идеале первоклассник уже должен развивать периферийное зрение. Слог, в отличие от полного слова, не вызывает никаких ассоциаций. Именно по этой причине многие школьники сталкиваются с проблемой усваивания информации. Я советую дополнить , внимания и концентрации методикой таблиц Шульте для дошкольников.

Как это работает

Тренажер представляет собой группу чисел. Они расположены в случайной последовательности. В центре могут быть цифры или символ в качестве ориентира. Подразумевается, что тренирующийся будет смотреть строго на середину, но видеть при этом всю таблицу. Высшее мастерство – пройтись по числам в порядке убывания или увеличения. Подглядывать в ячейки нельзя!

Методика Шульте для дошкольников помогает развить параллельное внимание. Это возможность концентрироваться сразу на нескольких задачах одновременно. В данном случае требуется и видеть все числа, и составить из них последовательность. Как это поможет в работе с текстом? Чадо сосредоточится не на паре букв, а на целом фрагменте.

В момент чтения мозг будет подготавливать «почву»: распознавать то, что идет дальше. Ученик станет читать быстрее, чем говорит.

Напомню, что учитывается не только скорость. Существуют другие важные критерии: выразительность, осознание и чистота. Техника помогает улучшить два последних показателя. С пониманием мы уже разобрались. Как связан тренажер с правильностью? Напрямую! Попытаться угадать слово по его началу можно, а число по первым цифрам – нет.

Концентрация на боковых элементах становится настолько сильной, что дошкольник прекращает «глотать» окончания и запинаться.

Желательно заниматься вдвоем, чтобы контролировать выполнение. Взгляд малыша должен быть прикован к центру. Тренироваться до упора не нужно, достаточно 15-20 минут. Главное – регулярность. Уделяйте внимание упражнениям хотя бы 3 раза в неделю.

Устали от однообразия?

  1. Распечатайте таблицы Шульте для дошкольников в цветном варианте или раскрасьте черно-белые. Можно изменить сложность, добавить ячейки.
  2. Попробуйте посоревноваться, наверняка у вас тоже не сразу получится.
  3. Предложите ученику взять лазерную указку, чтобы упражнения стали простыми и увлекательными.
  4. Заведите собственный дневник, в котором малыш будет отслеживать прогресс. Заносите данные о том, сколько времени понадобилось для полного прохождения.
  5. Предложите воспользоваться тренажером другим родителям. Составляйте рейтинги, сравнивайте результаты. Пусть у детей появится стимул!

Хотите получить максимальный результат? Читайте книги ежедневно. Следите за тем, чтобы малыш понимал смысл и не «бегал» по тексту хаотично. У нас вы можете бесплатно распечатать таблицы шульте для дошкольников, положив начало.

Гармонично дополнят комплекс:

  • скороговорки
  • таблицы согласных
  • ролевое и хоровое чтение
  • «буксир» (взрослый ведет пальцем по строчкам, малыш проговаривает вслух)
  • ответы на вопросы после произведения
  • заучивание стихов наизусть.

Учеба – сложный период в жизни родителей. Даже не знаю, кому приходится труднее. Одно только могу сказать наверняка: нужно научить ребенка учиться, а не выполнять задания вместо него! Это первый шаг на пути к самостоятельности. А как вы готовитесь к школе?

Желаю вам больших и маленьких побед!

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений.

Что же из себя представляет таблица Шульте? Чаще всего - это таблица 5х5 клеток, в которой случайным образом размещены числа от 1 до 25. Разработана таблица была для изучения свойств внимания. Изначально, да и сейчас используется психологами для различных исследований. И вот в процессе работы с этими таблицами было обнаружено, что простое «прорешивание» их оказывает хорошее влияние на развитие памяти и внимания человека.

Таблицы Шульте: развиваем внимание

В первую очередь, при работе с таблицами Шульте у человека развивается объемное (параллельное) внимание, т.е. символы, находящиеся в поле вашего зрения, воспринимаются вами одновременно, а не считываются по очереди.

Суть работы с таблицами заключается в последовательном нахождении взглядом всех чисел от 1 до 25 и сделать это необходимо за максимально короткое время.

1. Расположите таблицу Шульте на комфортном расстоянии от глаз, так как вы располагаете книгу для чтения 30-40 см.

2. Найдите квадрат, расположенный по центру таблицы и представьте, что в самом его центре есть точка, вот на ней и необходимо зафиксировать взгляд.

3. Далее, фиксируя взгляд на центре таблицы, постарайтесь увидеть цифру 1. Необходимо именно «увидеть», а не «найти взглядом». Главная задача состоит в том, чтобы найти клетку с цифрой 1, не совершая движений глазами.

4. Как только нашлась единица, то не спеша, продолжая фиксировать взгляд на центре, ищите двойку и т.д.

По началу, при работе с таблицами, ваши глаза будут вести себя как на рис.1 Но по мере тренировки, движения глаз будут становится все менее и менее интенсивными. И их работа будет уже такой, как на рис.2

Регулярная работа с таблицами Шульте позволит вам:

  • активизировать мыслительные процесс и привести ум в активное состояние;
  • активизировать память;
  • развивать навык быстрого принятия решений.

В ходе тренинга происходит активизация лобных долей коры головного мозга. Это обеспечивает повышение эффективности всех интеллектуальных процессов, которые идут в головном мозге в процессе принятия человеком каких-либо решений. Эта часть нашего мозга ответственна за то, насколько хорошо мы способны организовать свои мысли и действия в свете тех целей, которые мы перед собой поставили. Также, эти области мозга считаются сосредоточием процессов, лежащих в основе нашего внимания.

Учеными проводились различные эксперименты в области функциональной нейровизуализации. С помощью приборов регистрировалась интенсивность движения крови в различных участках коры головного мозга при решении испытуемыми различных интеллектуальных задач (кроссворды, таблицы Шульте, арифметические задачи, головоломки и т.д.). По результатам исследований учеными было сделано два вывода:

    Когда испытуемому давалась какая-либо новая для него задача - это вызывало существенный прилив крови к лобным долям коры мозга. Если же задача повторялась, то приток крови было значительно ниже.

    Интенсивность притока крови зависела не только от новизны задачи, но и от ее характера. И наиболее высокая интенсивность была зарегистрирована при работе испытуемых с таблицами Шульте.

Именно при занятиях с таблицами, максимальный кровоток идет в зоны лобных долей. И мозг при этом не отвлекается и не тратит ресурсы на какие-либо дополнительные расходы, как это наблюдалось при решении арифметических задач, заучивании стихотворений или разгадывании кроссвордов.

Регулярные занятия с таблицами Шульте дают заметное увеличение объема памяти и, что наверное более важно, существенно повысят скорость обработки находящейся в ней информации. опубликовано

Руководство. Методика «Таблицы Шульте»

Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.


Тип теста: Вербальный
Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Материал: 5 таблиц Шульте, секундомер, указка.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов: Общее время поиска по всем таблицам разделить на число 5.

Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):


  • эффективность работы (ЭР),

  • степень врабатываемости (ВР),

  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где


  • Т i - время работы с i-той ей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Тестовый материал





Чтение — это необходимое условие развития ребенка, основа всего учебного процесса. От скорости чтения школьника зависят и темпы усвоения учебного материала, и развитие его умственных способностей в целом.

С задачей скорочтения сталкиваются все родители школьников младших классов. Школьная программа предусматривает проведение контрольных тестов на определение скорости чтения у учеников с 1-4 классов. И если в первом классе тестирование носит ознакомительный характер, то есть оценка ребенку не выставляется, то для учащихся 2-4-х классов принята таблица нормативов, исходя из которой выставляется оценка за технику чтения.

Родителям не стоит забывать и о других критериях, помимо количества прочитанных слов в минуту, которые также учитываются при определении уровня техники чтения. Это правильность чтения, способ чтения (по слогам или целыми словами), выразительность и понимание прочитанного.

Оптимальной считается скорость чтения соответствующая темпу разговорной речи. Так, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать со скоростью 100-120 слов в минуту. На практике же многие сталкиваются с завышением указанных выше нормативов скорости чтения. Отсюда переживания о том, чтобы ребенок не был последним в классе, и лихорадочный поиск советов на форумах, как повысить скорость чтения у ребенка 1-го, 2-го класса?

Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был первым, лучшим, самым быстрым, самым-самым. Здесь главное — не перестараться. Так некоторые родители даже отправляют своих первоклассников на занятия по обучению скорочтению, где детей будут озадачивать целым набором упражнений для повышения скорости чтения еще до того, как ребенок научился легко и непринужденно читать. До того, как учить ребенка делать что-либо быстро, нужно сначала обучить его делать это в принципе.

Но почему в 1 классе детей учат читать по слогам, если это противоречит логике быстрого восприятия информации и основным принципам техники быстрого чтения? Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Исходя из этого ребенка сначала учат буквам,затем осваивают слоги, и только после этого начинается знакомство со словами. Современные методики раннего и быстрого обучения чтению основаны на научных исследованиях и успешном практическом опыте, согласно которым для успешного осваивания навыков чтения необходимо работать над расширением угла зрения ребенка. Более широкое поле зрения позволяет увидеть все слово целиком, а не его часть. Слово, в отличие от слога, будет ассоциироваться с визуальным образом и нести ребенку определенную смысловую нагрузку. Например, по такому принципу основано обучение чтению по карточкам Домана.

Как развить более широкое поле зрения у ребенка для увеличения скорости чтения?

На помощь приходят упражнения по таблицам Шульте.

Традиционно этот тренажер используется для улучшения навыков скорочтения. Таблицы представляют собой размещенные в хаотичном порядке 25 чисел, в центре таблицы — глаз для фокусировки зрения. Стараясь смотреть только на него, нужно видеть все числа и последовательно пройти по ним от 1 до 25.

Так, тренируясь с таблицами Шульте, у детей развивается объемное внимание, или параллельное. Т.е. мозг выполняет одновременно, параллельно две задачи: воспринимает все числа в поле зрения, а проходит по ним в необходимой очередности. Во время чтения этот навык будет проявляться в том, что ребенок будет видеть больший фрагмент текста, а мозг будет параллельно распознавать и читаемое в данный момент слово, и фразы, которые в слух еще не прочитаны, таким образом значительно увеличивая скорость чтения у школьников младших классов.

Как видим, использование таблиц Шульте для детей решает немного другую задачу: не научить читать по диагонали, а расширить «поле зрения», чтобы позволить читать не по слогам, а целыми словами, фразами, бегло, без запинок, съедания частиц, окончаний и т.д.

По таблицам Шульте лучше заниматься ребенку совместно с родителями. Необходимо контролировать движение взгляда ребенка, чтобы его взгляд не бегал по всей таблице, а сосредотачивался на ее центральном элементе — картинке в виде глаза. Занятия должны быть регулярными, 3-4 раза в неделю по 15-20 минут.

Представленные на нашем сайте, имеют ряд преимуществ перед обычными бумажными вариантами:

  • в них присутствуют игровые элементы (3 уровня сложности, в том числе цветной вариант таблицы Шульте), благодаря этому дети занимаются легко, непринужденно, даже с азартом;
  • возможность не только смотреть, но и нажимать на клетки с нужными числами, что делает занятия более эффективными, а ошибки — заметными;
  • наглядный результат по итогам каждой тренировки (время прохождения таблицы, возможность делиться с друзьями своими результатами в социальных сетях, расти, сравнивать с другими по рейтингу).

Тренировки с помощью нашего игрового тренажера на основе таблиц Шульте являются, пожалуй, одним из лучших упражнений для скорочтения в 1 классе.

Кроме тренировок по таблицам Шульте, ученикам младших классов также стоит усвоить и другие правила скорочтения:

  • взгляд не должен беспорядочно бегать по тексту, возвращаться к прочитанному, а двигаться по строчке от слова к следующему слову;
  • во время чтения нужно быть внимательным, вдумываться в смысл текста, а не просто гнаться за “рекордом”;
  • ежедневное чтение (и вслух, и про себя) — необходимое условие скорочтения.

Совершенствованию осознанного и быстрого чтения школьника также поможет выполнение в комплексе с таблицами Шульте для скорочтения и некоторых других упражнений:

  1. произнесение чистоговорок и скороговорок;
  2. упражнения с таблицей согласных;
  3. хоровое, ролевое и “жужжащее” чтение;
  4. синхронное чтение “буксиром”;
  5. чтение за взрослыми;
  6. поиск ответа на вопрос по тексту;
  7. поиск в тексте слов на одну букву или нужной строки;
  8. и ряд иных подобных упражнений.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png