With a fresh and sophisticated approach toward providing a smooth web browsing experience, Colibri Browser eliminates the usual tabs and large buttons that take up too much space on the screen. Subsequently, pages get loaded faster and the browser has improved stability over time.

Sophisticated browser that drops tabs and other non-essential features

The browser has a borderless window with small buttons discretely placed on the title bar for going forward and back, refreshing the current page, adding links to create a list of favorites (bookmarks), performing new web searches, and for toggling the search / bookmarks view. These commands can also be activated with keyboard shortcuts.

The whole feature set of Colibri can be explored in a menu from the upper-left corner of the window. Since tabs are eliminated, the notion of multiple opened tabs is dispelled. Instead, you can open multiple windows and even start a private browsing session (indicated by a purple "P" in the titlebar).

Connect your favorite pages using an account

Creating a list of bookmarks means creating a Colibri account because this information gets synced, so you will be able to access favorite websites from any device running Colibri. Links can be organized in different lists, opened in the default web browser, and sorted (latest, today, this week, this month, most viewed).

Web searches are ran though Google but you can switch to Bing, Yahoo, DuckDuckGo, Baidu, Yandex or Naver from the settings menu. As far as privacy is concerned, you should know that, unlike other browsers, Colibri blocks third-party cookies and sends "Do Not Track" requests by default. You can also clear cookies, website data and cache manually, as well as enable Adobe Flash Player if it"s required on certain websites (disabled by default).

Clutter-free, resource-undemanding browser with improved loading speed

In addition to seeing more content on screen, thanks to tabs and other buttons that are now out of the way, it"s evident that page loading speed is significantly improved. RAM usage was low in our tests.

The project is currently in beta development stage and welcomes feedback. In addition to Windows, it can be installed on macOS. Colibri Browser is one of those tools that demonstrates less is more. It can be at least used as a secondary web browser that you can turn to when you want to enjoy a distraction-free and fast browsing experience.

Colibri — это браузер, созданный быть быстрым, эффективным и незагромождённым второстепенными функциями. Минималистичный браузер построен на современной базе (Chrome/Electron), поддерживает ведение закладок и их списков с синхронизацией между устройствами.

Программа действительно наделена компактным интерфейсом: почти все базовые элементы управления умещаются в заголовок окна. Дополнительных опций и настроек предусмотрено также немного: пользователю разрешается изменить поисковую систему и сервис перевода текста по умолчанию, включить поддержку Adobe Flash, очистить кэш и данные сайтов.

Создатели Colibri обещают пользователям высокую скорость работы и низкое потребление ресурсов, что вполне логично вытекает из использования всего одной вкладки для просмотра сайтов. Впрочем относиться к этому обещанию стоит с определённой долей скепсиса — всё-таки под капотом у этого браузера Chrome, никогда не отличавшийся легковесностью.

Распространяется Colibri бесплатно, для использования сервисов синхронизации данных требуется регистрация. Русский в число поддерживаемых языков интерфейса пока не входит. Воспользоваться программой можно на планшетах и компьютерах под управлением Windows и macOS.

Очень часто нам задают вопросы «Для чего разрабатывается КолибриОС?» или же «Какова область применения ОС?» Поэтому было решено рассказать подробнее о том где и как можно применять КолибриОС, а также, что возможно даже более интересно, где и как она УЖЕ применяется.

Данная статья по большей части является обзорной. В ней будут описаны идеи и возможности применения КолибриОС как теоретические, так и доведенные до реализации. О том, как её используют уже сегодня, будет рассказано в следующей статье.

Наиболее перспективным направлением является промышленное применение и embedded-разработка. Особенности KolibriOS, которые делают привлекательным её применение в данных областях:

  • Компактное ядро с открытым кодом;
  • Минималистская простота и удобство графической подсистемы;
  • Достаточно развитый пользовательский интерфейс;
  • Приличный низкоуровневый системный сервис;
  • Поддержка наиболее популярных сетевых протоколов и файловых систем.
Ярким доказательством этого является Kolibri-A , форк от art_zh .

Колибри-А - экспериментальная система, полезная только для квалифицированных системотехников, системных программистов, а также разработчиков и наладчиков компьютерного оборудования. Многие стандартные механизмы системной защиты и контроля доступа к критическим системным ресурсам в Колибри-А отключены с целью облегчения максимально свободного и удобного доступа к оборудованию.

Некоторые особенности Колибри-А

  • Повышенные требования к аппаратной платформе .
  • Дополнительный API-сервис, предоставляющий пользователю расширенный и быстрый доступ к низкоуровневому вводу/выводу.
  • Бездрайверный ПДП и контроль нестандартной аппаратуры через доступный из пользовательского пространства статический системный буфер.
  • Расширенная поддержка функций PCI-express с элементами тренинга шины, MSI и контроля режимов питания.
  • Размер ядра заметно сокращен - исключены многие избыточные, узкоспециальные и рудиментарные системные структуры и функции:
    • исключены видеорежимы низкого разрешения (ниже 800х600);
    • оставлен единственный видеорежим (VESA2, глубина цвета 32bpp);
    • из файловых систем оставлена только FAT.
    • убирается поддержка APM; реализовано прямое управление электропитанием.

Её вполне реально вшить в ROM и поставлять компактные энергоэффективные x86-компьютеры с KolibriOS вместо BIOS, пригодные для использования во встроенных системах, или в качестве центральных узлов различных систем.
Что и было продемонстрировано art_zh (тема на форуме).

Скрытый текст

А теперь - собственно сабж:
(kolibri.img прошит в ROM, мышь и клавиатура отключены за ненадобностью)



Позже это же достижение повторил Anthony Lu на промышленном мини-компьютере eBox (тема на нашем форуме).

Для большей эффективности применения в данных областях необходима разработка специализированной платы под KolibriOS (возможно подпилить немного и саму КолибриОС), которая наиболее полно будет использовать возможности ОС. При наличии заинтересованных людей, готовых финансировать идею, реализация возможна текущими участниками проекта.

Из уже доступных на рынке плат подходит 86Duino . Одним из наших участников, hidnplayr , была проведена успешная загрузка на 86duino one с использованием Vortex86 VGA card (для этого им же в ревизии была реализована поддержка 16bpp VESA режима в ядре) и подготовлена инструкция по загрузке.

Ну а теперь пару примеров реального применения KolibriOS:

Исходя из вышесказанного можно выделить несколько направлений использования:

  • «Умный дом»;
  • Автоматизация процессов промышленного производства;
  • Бортовая электроника транспортных средств (почему бы и нет?);
  • Сбор и обработка большого объема данных (например, метеостанции).

Также, следует отметить, что MenuetOS/KolibriOS успешно ставили в банкомат, и, в принципе, вполне реально написать соответствующий банковский софт.

Скрытый текст


Это намекает на возможность использования КолибриОС в качестве замены DOS и старых версий Windows на компьютерах различных гос. организаций, таких как ЖД управление и Почта. При этом обновление оборудования вовсе не обязательно, а софт (при наличии исходного кода) можно портировать. Архив Интерактив

KolibriOS умещается на дискету и загружается за несколько секунд. Для неё есть около 200 приложений, и разработчики видят несколько удачных применений своей системе.

Мысль написать операционную систему целиком на ассемблере странна, но привлекательна. Её главные плюсы - исключительная производительность и малый объём исполняемого кода. Минусы тоже очевидны - сложность и жёсткая привязка к архитектуре компьютера. Тем не менее смельчаки всё же находятся.

Самый известный проект такого рода - это MenuetOS и её ответвление KolibriOS , разрабатываемое по большей части в России. История этих операционных систем не лишена интриг и разногласий, и на то есть причины: во-первых, проект свободный (лицензия - GNU GPL второй версии), то есть его участники трудятся не за прибыль, а за идею. Во-вторых, такие решения, как выбор процессорной архитектуры, в силу особенностей проекта имеют драматический характер. Группа разработчиков, решившая сменить платформу, обречена на практически полную переработку исходного кода.

По сравнению с другими операционными системами MenuetOS совсем молода. Она разрабатывается с 2000 года и успела стать известной в программистских кругах ( , к примеру, статью "Мал золотник, да дорог", написанную Яковом Уваровым для "Компьютерры" в 2005 году). KolibriOS ещё моложе - она отпочковалась от Menuet в 2004 году.

За это время разработчики успели написать около 7,5 Мбайт кода на чистом ассемблере. Примерно такой же размер имеют исходники Linux, написанные преимущественно на Си, и это только ядро, тогда как в дистрибутив KolibriOS входит графическая оболочка и небольшой набор прикладных программ (смеха ради отметим, что, по оценкам , основанным на знаменитой "утечке" 2004 года, код Microsoft Windows 2000 занимал около 1,5 Гбайт).

При этом "Колибри" - уже давно не "подтверждение концепции" и не игрушка, а вполне функциональная система, для которой пишут программы и которую действительно можно использовать для некоторого (пусть и не особенно широкого) круга серьёзных задач.

"Компьютерра" побеседовала с двумя разработчиками KolibriOS - Дмитрием Переверзевым и Игорем Солодухой.

- Что такое KolibriOS?

Переверзев: "Колибри" - это маленькая операционная система с богатыми возможностями. Можно сказать, это такой современный DOS.

- Как я понял, не просто маленькая, а вообще крошечная?

Переверзев: Ядро занимает около 80 Кб. То есть сопоставимо с размером MS-DOS последних версий. А возможностей гораздо больше.

- Какова история "Колибри"?

Переверзев: В 2001 году финский студент Вилле Турьянмаа написал свою операционную систему на ассемблере. В 2004 году он решил, что тридцатидвухбитные компьютеры погибли, и перешёл на разработку MenuetOS 64 шестидесятичетырёхразрядной версии своей операционной системы. Сообществу это не понравилось, и оно продолжило разработку тридцатидвухбитной версии своими силами. И когда более половины кода было изменено, проект получил название "Колибри" в честь одной из русских сборок систем.

- И кто этим занимался? Вы тогда уже тогда участвовали?

Переверзев: Я пришёл в проект позже где-то на год. Тогда этим занимался Марат Закиянов. Собирал дистрибутивы системы.

- Сейчас он тоже в команде?

Переверзев: Да, сейчас он в команде, разрабатывает ядро, файловый менеджер (свой клон Total Commander), файловые диалоги и просмотрщик графики - замечательный zSea.

- Каков сейчас статус разработки?

Переверзев: Cейчас мы ожидаем выхода новой версии, но с номером ещё не определились. Прошлая была 0.7.7.0, а эта будет не то 0.8, не то 0.9. Считается, что по сравнению с прошлой версией изменений очень много. Например, появится поддержка устройств USB. Около года прошло со времени последнего релиза.

- Какая вообще у вас команда? Сколько человек активно помогают?

Переверзев: Сейчас около десяти очень активных разработчиков и около тридцати разработчиков, которые время от времени появляются на форуме.

- А география какая? Разработчики в основном из России?

Переверзев: В основном СНГ, хотя есть и из Бельгии разработчики, русскоязычные из Англии. Я сам из Ставропольского края.

Какие у "Колибри" особенности по сравнению с другими системами, в том числе по сравнению с другими минималистичными системами?

Переверзев: По сравнению с другими минималистичными системами "Колибри" самая минималистичная! К тому же из систем той же весовой категории "Колибри" самая функциональная. Например, есть неплохая система, Visopsys, она тоже компактная и умещается на дискету, но ничего не умеет.

Какие главные отличия "Колибри" от "больших" операционных систем? Чего пока нет, и что из этого собираетесь добавить?

Переверзев: Поддержка интернета очень важна в современном мире. TCP/IP и драйверы сетевых карт в "Колибри" уже есть. Сейчас мы работаем над браузером, все участники так или иначе что-то делают для его появления. Пока что есть только текстовый, с ограниченной поддержкой графики. Ему, конечно, ещё далеко до совершенства.

Солодуха: Наличие браузера - это новые пользователи и популярность системы.

Возможно, такая система вообще была бы популярна в качестве аналога Google ChromeOS - минимальная прослойка ОС плюс браузер. Как вы думаете?

Переверзев: Вполне возможно, тем более что минимальная реализация Flash у нас уже есть. Не совсем полноценная, зато на ассемблере.

- Какие ещё удачные применения вы видите?

Переверзев: Встраиваемые системы, системы сбора информации и управления производством, тонкие клиенты. К тому же "Колибри" может быть неплохой ОС для устаревших компьютеров.

Солодуха: Ещё системы, которые разрабатываются под своё "железо". Для них проектируют платы с нуля, для них сейчас пишется ветка "Колибри А".

- Какие у Колибри плюсы, кроме легковесности и быстродействия?

Солодуха: К примеру, "Колибри" можно загружать не только без диска, но и вообще без BIOS. Включаешь компьютер, и после теста оборудования сразу появляется "Колибри". В любом случае загрузка занимает три-четыре секунды после включения.

- Какие архитектуры сейчас поддерживаются?

Переверзев: Сейчас только процессоры x86, то есть начиная с 486 и до последних Core i7. Но только в тридцатидвухразрядном режиме.

- Шестидесятичетырёхразрядная версия существует, или она так и погибла?

Переверзев: MenuetOS 64 существует, но очень сильно отдалилась от своего предка.

- Её другая команда разрабатывает?

Переверзев: Её вообще разрабатывает один человек. Все тот же студент, но уже далеко не студент, наверное. У нас же сейчас есть эксперименты по запуску на многоядерных системах. Тридцатидвухбитное ядро системы запускается на тридцатидвухбитном ядре, а второе ядро процессора работает в шестидесятичетырёхбитном режиме. Вот так вот, по-хитрому.

Солодуха: Да, аппаратно такое возможно.

- У вас ведь ещё real-time-версия есть?

Переверзев: Она не совсем реального времени, но сам автор ветки говорит, что при некоторых изменениях, над которыми сейчас очень активно работают, "Колибри" можно использовать для встраиваемых систем, где важно гарантированное время отклика.

Солодуха: И сейчас уже очень малое время отклика. У нас на форуме можно посмотреть на результаты теста одной и той же программы, работающей напрямую с оборудованием, в Windows XP и в "Колибри". В "Колибри" выходит гораздо быстрее. Сейчас для реализации настоящей "риалтаймовости" нужно обеспечить гарантированное время отклика.

- Как у "Колибри" с поддержкой различных чипсетов (в том числе видео)?

Переверзев: VESA поддерживают все современные видеокарты, а ещё у нас есть порт линуксового драйвера ATI, и он поддерживает даже последние видеокарты ATI. Он, конечно, тяжеловат - 100 с лишним килобайт занимает, но позволяет использовать любые видеорежимы и даже аппаратное ускорение. К тому же регулярно обновляется.

- А из периферии что поддерживается?

Переверзев: С периферией тоже неплохо - есть поддержка USB, то есть клавиатуры и мышки работают.

- Что ещё планируется добавлять в обозримом будущем?

Переверзев: Трудно сказать, тут всё зависит от личного времени разработчиков.

Солодуха: Cейчас, например, на форуме появился человек, который вроде бы хотел реализовать Unicode, по крайней мере, поднимал такой вопрос.

- А сейчас какая кодировка?

Переверзев: Сейчас в системе де-факто 866, изменённая для поддержки русского, украинского, эстонского, латышского и ещё нескольких языков. Но в файловой системе используется Unicode, так что потихоньку переходим на него.

- Кстати, какие файловые системы поддерживаются?

Переверзев: FAT12, 16 и 32 - для записи и чтения, плюс ISO 9660 (это компакт-диски), и на чтение поддерживается NTFS, Ext2 и Ext3.

- Как в "Колибри" реализована многозадачность?

Переверзев: Можно создавать потоки, а вот процессов как таковых нет. Процесс - это множество потоков с общим адресом пространства.

- А защищённая память?

Солодуха: Есть стандартная для архитектуры x86 защита страниц.

- Межпроцессорное взаимодействие как-то реализовано?

Переверзев: Есть IPC и есть расшаренная память. То есть можно создать образ общей памяти и обмениваться данными между приложениями. Есть ещё общесистемный буфер обмена.

- Вы упомянули, что для "Колибри" существует около двухсот программ...

Переверзев: На самом деле их гораздо больше. Двести актуальных, которые хорошо работают.

- Что это за программы?

Переверзев: По статистике, больше всего игр - больше ста.

- Какие игры?

Солодуха: По большей части небольшие логические игры.

- Портированные с каких других систем?

Солодуха: Нет, это написанные для "Колибри".

Переверзев: На самом деле, написать игру гораздо проще, чем сделать что-то серьёзное вроде текстового или графического редактора. Поэтому программисты часто пробуют свои силы на небольших играх.

Солодуха: Есть аналоги игр с других систем - "сапёры", пасьянсы и так далее. Они написаны для "Колибри" с нуля. Но есть и полезные программы - несколько файловых менеджеров, включая клон Windows Explorer, клон Far Manager и Total Commander.

- Из известных игр что-нибудь портировали?

Переверзев: Есть Quake и Doom. Из эмуляторов есть DOSBox и эмулятор Nintendo. Кстати, в DOSBox можно запустить Windows 98 - я пробовал. Есть реализация языка Lua самой последней версии - 5.2. Есть рендер шрифтов Freetype и Mesa 3D - реализация библиотек OpenGL. Очень важная вещь: есть кодеки ffmpeg. Интересный факт: на несильной машине запускали двадцать-тридцать видеороликов одновременно, и загрузка процессора не превышала 50 процентов. В "Колибри" вообще оказалось довольно сложно загрузить процессор полностью.

- На чём в основном пишут программы?

Переверзев: На ассемблере.

- На высокоуровневых языках вообще не пишут?

Переверзев: Иногда пишут или портируют что-нибудь на Си или Паскале. Есть несколько программ на Lua.

Солодуха: Я ещё могу вспомнить, что кто-то из ребят пишет на таком языке, как Sphinx C--.

Переверзев: Кстати, это любопытный язык. Это такой Си, каким он мог бы когда-то быть. Когда-то давно Си был транслятором в ассемблер, а C-- им и остался, просто добавился синтаксический сахар в стиле языка Си. На нём написано много интересных программ.

- Я слышал, была реализация Python.

Солодуха: Есть tinypy, но программ на нём пока нет, и на нём не выйдет запустить произвольную программу на Python без изменений. Там нет некоторых важных особенностей языка - к примеру, генераторов и кортежей.

- Виртуальные машины есть? Не было ли идей, к примеру, портировать Java?

Переверзев: Сейчас ведутся разговоры о целесообразности этого. В принципе, технически это возможно. Вообще эталонную реализацию Sun я даже компилировал сам в "Колибри", но лицензия не позволяет её кому-нибудь показывать.

- Есть ли какие-нибудь идеи о коммерческом применении "Колибри"?

Солодуха: Мы сотрудничаем с израильской компанией Green Gadgets, которая выпускает компьютеры eBox и Edubook. Основной профиль компании - это маломощные гаджеты, которые могут работать даже от батареек. Например, eBox-3300, на котором мы показывали "Колибри", потребляет всего около 4,5 Ватт. У него нет ни жёсткого диска, ни вентиляторов, он совсем бесшумный.

KolibriOS — это не очередной клон Linux, а совершенно уникальная разработка. Единственное, что роднит ее с Linux, - это открытый исходный код и финские корни.

Как появилась KolibriOS

Поначалу MenuetOS развивалась такими же малыми шажками, какие были характерны для французского танца, в честь которого она названа. Перелом наступил в 2001 году, когда на сайте OSNews было опубликовано интервью с разработчиком. Вскоре к проекту присоединились другие программисты, а после портирования FASM дальнейший код можно было компилировать прямо в MenuetOS.

Позже состав команды разработчиков постоянно менялся. Очередные разногласия привели к тому, что в 2003 году отделившаяся группа решила сделать свой форк. Во время разработки он назывался MENUETOS RE, но на этапе релиза был переименован в Kolibri 0.1.0.0. Название было предложено Станиславом «VaStaNi» Валыйских. По замыслу оно должно отражать легковесность и скорость работы операционки. Официально «Колибри» вышла в мае 2004 года. Полноценным форком считается KolibriOS 0.50 - именно в ней более половины кода отличалось от MenuetOS.

Настоящее и будущее KolibriOS

Сейчас «Колибри» распространяется на условиях GPLv2, в то время как ее предшественница MenuetOS стала проприетарной в 64-битной версии.

Помимо базового дистрибутива KolibriOS, существует и расширенная версия. В ней доступна утилита установки драйверов DrvInst и другие дополнительные компоненты. DrvInst позволяет установить драйверы устройств, отсутствующие в образе IMG. Например, драйвер SATA с поддержкой AHCI, драйвер видео для процессоров Intel, видеокарт AMD и виртуалки VMware.

Постепенно в «Колибри» появляется расширенный набор шрифтов и функция их сглаживания. Это будет нелишним, поскольку встроенный набор был оптимизирован для старых экранов с невысоким разрешением.

«Колибри» уже вошла в историю науки и киберпанка. Сотрудники Колумбийского университета и Нью-Йоркского геномного центра записали в ДНК операционную систему KolibriOS (PDF) вместе с другими данными общим объемом 2342 Кбайт.

Основное назначение KolibriOS осталось прежним - программирование на ассемблере в чистой среде безо всяких программных прослоек. Однако разработчик может писать свой код для KolibriOS и на языках высокого уровня (С/С++, Modula, Fort, Pascal). Это куда более простой способ создавать библиотеки, драйверы и программы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png